Про ожидание ночи в творчестве Depeche Mode

Когда-то давно, а если точнее, то больше 15 лет назад, музыка группы Depeche Mode перевернула мое восприятие и даже мою жизнь. Это была судьбоносная встреча, и началось все с прослушивания песни Waiting for the night. Поэтому сейчас, спустя много лет бурного депешизма, хочется поделиться своим пониманием альбома Violator.

Для начала стоит сказать о том, что для понимания смысла каждой его отдельно взятой песни нужно проанализировать весь альбом целиком, дробить его на куски, пытаясь отыскать какой-то там отдельный смысл в каждой из песен, не стоит, – это единое цельное творение, созданное с определенной целью. Какой? Хороший вопрос.

Песня Waiting for the night в свое время взорвала мой мозг, и много лет я пыталась отыскать причину, почему, что в ней такого, и о чем эта песня. На первый взгляд, если посмотреть в текст, получается какая-то несуразица, но если послушать ее... ох... сколько раз... по моим субъективным ощущениям эта цифра близка к миллиону. Много. Много-много раз. И в какой-то момент понимание на интуитивном уровне пришло само. Попытаюсь им поделиться.

Альбом начинается с того, что автор всех песен Мартин Гор собирается показать мир его собственными глазами, мир, со всем его вершинами и глубинами, взлетами и падениями, или как это было альбомом ранее strange highs and strange lows (простите, не могу удержаться от ассоциаций), и заканчивается «я признался, я чист, но не совсем, не до конца, но те, кто додумаются, о чем речь, все поймут». Да.

И в центре этого признания Waiting for the night, на почетном пятом месте из 9. И она определенно является вершиной, иначе зачем нужно было так заморачиваться с аранжировкой и вокалом, а потом еще пытаться то же самое на концерте воспроизвести?
Не буду влезать в подстрочный анализ, думаю, и без меня этот текст все прекрасно знают, изложу лишь общее понимание.
Лирический герой песни находится в ожидании ночи, скрываясь от жестокой реальности, потому что только ночью все становится терпимым, то есть не хорошим, но точно лучше, чем днем, и в этом состоянии покоя он чувствует безмятежность. Безмятежность – это потому, что он находится в несколько измененном состоянии сознания по причине... см. далее по тексту.

Там его звезда путеводная, освещающая его жизненный путь своим светом – предположу, что речь идет не об абстрактном символе, а о ком-то вполне конкретном, не зря же там «скрывает нас», а не «меня». То есть лирический герой там явно не один, и точно знает, что скоро, вот совсем скоро придет его избавление..... да.

Еще там звук в тишине, который означает что кто-то «coming to harm». Почему именно такое выражение до сих пор не совсем понимаю, но, очевидно, из того же ряда, что и «when I am in your arms, know I will come to harm». Звук этот по какой-то причине пугает лирического героя, предположу, что это такой сигнал – скоро все закончится. И действительно, когда он зажмуривается, мир из терпимого превращается в настоящий рай, розовый рай с ангелами, и герой удивленно понимает, что (украду цитату из соседней песни этого же альбома) «это того стоило».
И далее, все то же самое в прошедшем времени, то есть это самое ожидаемое в ночи событие закончилось.

Тут еще надо упомянуть, что звуковая дорожка данной песни шедевральна: безмятежность с постепенно нарастающим напряжением, два голоса, один звук, потом на моменте зажмуривания второй, и далее голоса расходятся. Нет, я понимаю, что там на самом деле в треке больше двух голосов сведено, но я имею в виду два главных голоса – голос Дейва и голос Мартина, сначала они поют в синхроне, потом расходятся, а заканчивается это все ужасной звуковой дисгармонией.

Не понятно, да?

А так?

В этой песне показано переживание ожидаемого кратковременного события в ночи, превращающее едва терпимый мир в прекрасный, постепенно возрастающее напряжение, звук в тишине, зажмуривание, избавление, рай, ради которого, все и затевалось, но рай недолгий.
Все еще не понятно?

Попробую по-другому. Это доступное каждому простому смертному переживание острого кратковременного удовольствия. Чаще бывает по ночам, но днем тоже возможно. Нет, это не инъекция героина, это другая sweetest injection of any kind.

Ну???? Неужели не понятно, и надо это слово из шести букв, на «м» заканчивающееся, тут написать?

Вот я понимаю, почему Мартин Гор навел такого тумана в своем альбоме Виолатор «это будет стоить того, надень это, ты можешь понять?, ты можешь поверить?, ты знаешь, что я имею в виду».

Гениально, правда? То, как это написано, записано и спето.

Но сразу возникает вопрос: а днем почему нельзя? Откуда необходимость скрываться от жестокой реальности? Песня написана в конце 20 века, а не 19, в чем вообще проблема?

Тем не менее, проблема есть. Но ее я сейчас описывать не буду. Могу лишь сказать, что осознание проблематики Виолатора привело меня когда-то в восхищение! И с тех пор не перестаю восхищаться Мартином Гором и его творчеством.

А вот следствия опишу. Следствия получения взаимного кратковременного удовольствия в ночи, да. Следствие первое - чувство вины за содеянное у одного из действующих лиц в песне Halo. Следствие второе - необходимость это скрывать, описанная в песне Policy of truth. Неужели больше никто не видит, что все эти песни связаны одной общей проблематикой?
На этом остановлюсь. Продолжение следует.