О восхищении главным сонграйтером группы Depeche Mode Мартином Гором и о его призраках.

В далеком 2009 году Мартина попросили в интервью назвать что-нибудь, что он считает произведением искусства, меняющим сознание. Привожу цитату из этого интервью в оригинале:

"Name something you consider a mind-altering work of art?
I recently started reading poems by this old Persian poet named Hāfez, and he's been translated into English. The translations are much more modern, but I find it mind-blowing what he was writing about and how he got away with it. – Martin Gore".
(The Exclaim! Questionnaire, 21 апреля 2009).

Его ответ на этот вопрос можно перевести примерно так: «Не так давно я начал читать стихи одного древнеперсидского поэта по имени Хафиз, переведенные на английский. Эти переводы гораздо более современные, но я нахожу умопомрачительным то, о чем он писал, и как ему это сошло с рук.»

Depeche Mode Memento MoriВы знаете, кто такой Хафиз Ширази, и о чем он писал? Вот и я не знаю. Но погуглила. Разумеется, он писал о любви))) И о жизни во всех ее проявлениях. Не могу точно сказать, что именно так поразило в его творчестве Мартина Гора, для этого надо читать английские варианты переводов, и вряд ли я что-то найду даже в них, уже хотя бы потому, что я – не мужчина))) Но могу догадаться, что именно так впечатлило в его стихах Мартина.

Почему?

Потому что я сама могла бы сказать то же самое о Мартине Горе! Потому что нахожу сногсшибательным то, о чем он писал и до сих пор пишет, а также то, как ему это все сходит с рук)))

Что именно?

Встающее солнце, являющееся предвестником приходящего вскоре царствования))) Ну или близкое общение с открытым и чувственным ртом))) Но не смотря на такую явно сексуализированную образность, Мартин легко и спокойно говорит в интервью журналистам, что песня In your room написана не женщине. И ему это сходит с рук!))) Как такое может не восхищать?

Но простите, если это не женщине, то тогда кому? Богу? «Чувствую твоей кожей» Богу?)))) Да, в текстах Мартина есть религиозность, но она, скажем так, нетрадиционная) Мартин Гор – основатель своей собственной религии, о чем неоднократно писал. Как и Хафиз Ширази.

А если по-честному, какая песня в альбоме Songs of faith and devotion написана женщине? I Feel You? Или Rush? Или, может быть, One Caress? А есть ли такая песня на этом альбоме вообще? У меня на этот счет очень большие сомнения)))

Теперь о призраках Мартина Гора, то есть о песне Ghosts again. Наконец-то я ее как следует расслушала, и не могу не поделиться альтернативной трактовкой. Альтернативной с той точки зрения, что она немного противоречит общепринятой версии, что это о смерти, кладбищах и т.д. и т.п.
Первое, что смутило меня при прослушивании песни Ghosts again, это ее... танцевальность. То есть это была реакция вроде «стоп-стоп-стоп, это что еще за *****?»

Depeche Mode Memento MoriНо чтобы по-настоящему понять, что это еще за...., надо провести эксперимент! Его НАДО! провести, иначе вы не поймете то, о чем я хочу написать. У вас перед глазами будут стоять мрачные картины, навеянные фильмом Бергмана, или факт смерти Энди Флетчера (хотя, я уверена, что Мартин написал эту песню еще до того, как это печальное событие случилось). Забудьте это все, встаньте, включите песню, лучше на повтор, чтобы прослушать несколько раз, и начните под нее танцевать.

Я не шучу.

Если вы это действительно сделаете, то сразу поймете, что Ghosts again очень даже располагает к танцам, более того, она зажигает, бодрит, под нее хочется прыгать и веселиться, ближе к финалу так вообще просто угар. Но это еще не все!

Сама структура текста написана таким образом, чтобы его можно было подпевать, бездумно повторяя слова, где-нибудь на танцполе в угаре веселья.

«Wasted (пауза) feelings (пауза) broken (пауза) meanings (пауза)» - и так в течение практически всей песни.

Пауза нужна, чтобы сделать вдох))) А разбитие на слова – чтобы можно было выкрикивать. Хором!))) Особенно «aga-a-a-ain»))))

Ну что?

Для тех, кто действительно провел такой эксперимент, пишу дальше.

То есть получается, что у песни Ghosts again танцевальный ритм и структура текста проще некуда. Теперь вы понимаете мое недоумение по поводу того, «что это еще за *****?»
Вы меня простите, конечно, но это какая-то дискотечная танцулька для нижних центров а–ля 1980-е))))

В то время был такой очень известный дискотечный хит под названием Relax (я точно знаю, что Мартин точно знал, что он в то время был): «Relax (пауза) don't do it (пауза)»))) с похожей структурой и ритмом.

Это раз.

Depeche Mode Memento MoriДва: хорошо помню, как Мартин Гор в интервью говорил, что пишет в миноре потому, что в мажоре писать не может. Я, конечно, не знаток музыкальных... как это назвать-то? стилей?, но как непрофессионал в этой сфере под «минором» понимаю ту музыку, которая грустная, а под «мажором» – ту, которая веселая. Да, бывает такое, когда грустная песня проигрывается в быстром ритме, как Enjoy the silence, например, но Enjoy the silence стала такой против воли Мартина, что в случае Ghosts again вряд ли можно предположить. До сих пор пытаюсь расслушать минорные ноты в этой веселой песне, но сказать конкретно, где они там есть, так и не могу. Знатоки теории музыки, пожалуйста, ткните пальцем!

Вот что это такое? Неужели деградация Мартина Гора как автора песен?

Ох, думаю, нет.

ДА ОН СПЕЦИАЛЬНО ТАК СДЕЛАЛ!!!)))

После смерти Энди Флетчера, прекрасно понимая, что теперь все будут ассоциировать альбом Memento Mori с этим событием, а он вкладывал в эту песню совсем другой смысл!

Какой?

Попробую пойти простым логическим путем, да)))

Во-первых, не понимаю, почему многие решили, что Ghosts again о смерти, ведь это слово ни разу не появляется в тексте. Опустим тут то, что говорилось о смысле песни в интервью, и видеоряд клипа, а рассмотрим только сам текст: в нем нет слова death, но есть слово ghost, но разве ghost = death? Не забывайте, Мартин Гор еще в 2009-м читал Хафиза Ширази, погуглите про персидскую поэзию, она не так проста, слова в ней часто значат совсем не то, чем кажутся на первый взгляд))))

Я еще вернусь к тому, что может значить слово ghost у Мартина, но сначала стоит посмотреть повнимательнее на символический ряд песни.
Сразу скажу, сам текст сложный. Текст, на который Мартин зачем-то наложил дискотечную музычку, он достаточно сложный, и сейчас я просто не готова расписать весь его символический ряд целиком, но кое-что все-таки написать могу. Это:

Lovers = ghosts = we

Depeche Mode Memento MoriПочему никто не задается вопросом, что делает в песне про якобы смерть слово lovers, то есть любовники, зачем оно там, и какой смысл оно несет?

«Любовники в конце концов шепчут, мы будем призраками вновь»
=
«Мы знаем, мы будем призраками вновь», то есть слово ghosts объединяет «любовники» и «мы» в одно и то же понятие.

Кто-нибудь уже догадался?)))

Далее: «приветствия, прощания, тысяча полуночей, потерянных в бессонных колыбельных» – это же явно о многочисленных встречах любовников, под покровом ночи, собственно, потому они и «призраки», что встречаются только по ночам))) Так все-таки, почему к «любовникам» в этой песне про якобы смерть уделяется так много внимания автора?

Может быть потому, что песня Ghosts again вовсе не про смерть, а про расставшихся любовников, которые, возможно, уже сказали друг другу окончательное «прощай», но знают, что все равно «будут призраками», то есть любовниками, вновь, еще раз?)))

Вам, наверное, опять кажется, что я ошибаюсь в этой своей трактовке)))

Не знаю, помнит ли кто еще, но я хорошо помню, что у Мартина уже была песня, в тексте которой употреблялось слово ghost, и называлась она, о чудо!, Ghost))) Что я заметила за несколько лет копаний в его текстах – он не меняет определения понятиям, которые однажды дал, и один и тот же символ сохраняет свое значение в его лирике на протяжении многих лет. Так что же понимал Мартин под словом ghost еще в далеком 2009-м году, когда восхищался поэзией Хафиза Ширази:

«Я призрак в твоем доме, зовущий тебя по имени, вспоминая, каким был я, ты уже никогда не будешь прежним, я – дыра в твоем сердце, я – пятно на твоей постели, фантом в твоих пальцах и голос в твоей голове. Достаточно одного прикосновения, чтобы привлечь тебя и поймать на крючок, ты расплачиваешься за это всего лишь одним поцелуем и чувствуешь вкус рая.»

Теперь вы мне верите, что песня Ghosts again не про смерть?)))

Так вот, включите эту песню еще раз, закройте глаза и представьте себе не кладбищенские кресты, а дискотеку, можно даже 1980-х, и любовников, переживших расставание, которые танцуют на этой дискотеке, смотрят друг другу в глаза и знают, что «они будут любовниками вновь». Вам не кажется, что это и есть ответ на вопрос, почему песня Ghosts again такая веселая?)) У меня уже даже танец под нее сам собой сочинился))))

И еще, напоследок.Как там можно перевести русское слово «веселый» на английский язык?)))))