Вторая випассана (Апрель, холод, Россия, начало осознавания)

Второй 10-дневный курс випассаны я проходил в Подмосковье в период с 5 по 16 апреля 2009 года, то есть спустя практически год с момента первого курса.

Випассана в России проводится с начала 90-х годов. Так как в России пока нет своего медитационного центра випассаны, организаторы каждый год арендуют для проведения курсов детские лагеря или санатории. На этот раз курс проходил в детском лагере Зарница" близ деревни Тучково, недалеко от подмосковного города Руза.

Я приехал туда на машине, зарегистрировался, сдал служащим центра ценные вещи (паспорт, мобильник, деньги, книги), и, взяв с собой рюкзак, в котором лежала сменная одежда и ванные принадлежности, пошел "заселяться".

На курс зарегистрировалось порядка 180 человек, включая Дхамма-служащих. Учителя звали Йорген Штавассер, он часто проводит медитации в Подмосковье, и люди, серьезно занимающиеся випассаной или посещающие курсы в Подмосковье, хорошо знают его. Это сухой спокойный мужчина лет пятидесяти пяти, немногословный немец с неподвижным лицом и удивительно глубокими глазами. Випассаной он занимается с 1981 года. Каждый день он молча заходил в зал, садился, клал себе на ноги зеленое покрывало и включал в кассетном магнитофоне запись достопочтимого Гоенки.

Детский лагерь состоял из 5-х старых советских однотипных двухэтажных корпусов серого цвета с облезшей краской и скрипящими деревянными дверями. Женщины жили в двух корпусах, мужчины - в одном. В отдельном корпусе располагались столовые для мужчин и женщин (эту зону просто огородили развешенными одеялами и простынями), а также зал для медитации.

На территории лагеря лежал снег, кое-где он начинал таять. За территорией лагеря располагался густой лес и, чуть поодаль, дачный поселок. Было холодно, серо и сыро. Люди носили куртки, оборачивались в спальники или одеяла. Я спал в спальнике, а на медитациях кутался в плед.

Зал для медитаций был просторный, но несколько тесноват для занятия 180 человек. Кроме того, на время медитации завешенные простынями окна закрывали, и поэтому от дыхания ста восьмидесяти человек свежего воздуха в зале оставалось значительно меньше, особенно в период утренней двухчасовой медитации.

Мужская и женская территории были разделены веревочками с навешенными на них табличками-предупреждениями. Мужчины жили в комнатах с 6-ю кроватями, женщины - в комнатах с 5-ю или 3-мя кроватями. Учитель жил в нашем корпусе, но в отдельной комнате.

Как обычно, начало и конец занятий отмечались ударами в гонг, причем для мужчин был один гонг, непальский, с более низким звучанием, а для женщин – другой, тибетский, с более высоким звучанием.

С этого курса уехало несколько человек. Остальные успешно соблюдали предписания дисциплины и прошли курс до конца.

В этот раз, после анапаны, на четвертый день, когда стали давать випассану, я сразу ощутил и главное понял понятие свободного потока, и с тех пор он сопровождает неизменно мою практику. С четвертого дня “санкары начали подниматься на поверхность” – неспокойный сон-дрема, биение пульса в висках, гиперчувствительность к звукам и запахам. С седьмого дня сон снова стал глубоким, биение пульса утихло, резко возросла концентрация.

На десятый день благородное молчание закончилось, и во дворе, в котором снег уже растаял и вовсю текли ручьи, в перерывах между медитациями группками собирались люди и обсуждали випассану, треккинг в Гималаи, транс-музыку, чайные церемонии, тонкие планы энергии, целительство и многое другое. Было довольно интересно двигаться от группки к группке и слушать.

По окончании курса было желание остаться, побыть еще пару дней, помедитировать с полной концентрацией, но нужно было ехать дальше. Я собрал рюкзак, и пошел в сторону машины. С тех пор прошло больше месяца, випассану делаю 1 час утром, 1 час вечером, плюс по 5-10 минут метты в конце каждой медитации.

Пусть все живые существа будут счастливы.
Be happy! ;)