Violator как он есть

Поскольку очень люблю творчество Мартина Гора, хочу написать про один из его самых популярных альбомов - Violator. «Его» потому что именно он автор всех песен, а именно всех текстов песен, их я и хочу проанализировать.

Violator - это единое цельное произведение, созданное для определенной задачи. Скорее всего, он был задуман задолго до того, как был записан. Почему я так думаю? Потому что тема признания уже была затронута в Music for the Masses. Да, уже альбомом ранее Мартин Гор понял необходимость стать проповедником своей религии (что является религией для Мартина, думаю, знает каждый депешист, а для тех, кто не знает, это слово на букву «с», с нее начинается, ею же заканчивается). Violator – продолжение этой проповеди (и Songs of Faith and Devotion, безусловно, тоже). Да, можно, конечно, почитать где-нибудь в интервью, что альбом записывался всей группой, да, очень это может быть, но Мартин Гор, который, безусловно, был лидером этой группы, не мог никак не влиять на процесс записи.

Ему, как никому другому, удалось соединить в своих песнях высоту чувств и глубину страстей. И это то, что зацепило лично меня. И насколько глубоки эти страсти сейчас попытаюсь показать на примере этого одного из ярчайших альбомов Depeche Мode. Он буквально пропитан агрессивно-сексуальной мощью, не правда ли? И даже не обязательно вчитываться в слова, одной музыки уже достаточно, но если все-таки вчитаться, то имеет смысл посмотреть на песни альбома как на стадии одного и того же процесса, правда, в этот процесс входят не все песни, но как минимум 6 входит точно. Что это за процесс, думаю, итак будет понятно.

Кстати, о названии. Violator – одно звучание этого слова чего стоит: вай-о-лей-те-рррррррр, это же рычание тигра в предвкушении своей добычи, идеально характеризует общее звучание альбома. Это раз.
Два – это смысл названия. Виолатор - насильник – это Мартин о себе. Ну просто потому что он это о себе. Потому что это же он like to practice what I preach (см. Strangelove). Вы же понимаете, о чем я? Вы же понимаете, кто такой Мартин Гор? Это же он много лет занимался bring down (см. Useless). Насилие бывает разное, бывает моральное, бывает физическое, но в данном случае, скорее всего, имеется в виду и то, и другое. Да.

Итак, стадия 1. Песня World in my eyes – открывающая. В ней Мартин дает понять, что вот прямо сейчас он покажет мир своими глазами, мир свой собственный, можно сказать, интимный, да. Он предлагает слушателю отправится в путешествие, достаточно своеобразное, потому что не надо будет никуда перемещаться в пространстве, ведь это его body do the moving, да, и вообще там есть все то, что и сам слушатель легко может прочувствовать при желании. Ну очевидно же, да? Или надо написать? А разве и так не понятно? Your lips close to my lips – это ж прелюдия, самое начало.

Стадия 2. Песня Sweetest perfection. Продолжение все той же прелюдии: «я останавливаюсь и пристально рассматриваю тебя слишком долго, даже боясь дотронуться», да, но уже глазами насильника, находящегося в предвкушении наслаждения своей жертвой, названной им «мое собственное сладчайшее совершенство». Sweetest perfection - не абстракное понятие, а кое-кто вполне конкретный. И это определение, данное Мартином, идеально, я бы тоже его так назвала, да).
Когда я слушаю эту песню, кстати, одну из моих любимых в исполнении Мартина, то представляю себе паука, поймавшего в свою паутину вкусную жертву, и собирающегося ею полакомиться. «Мое сладчайшее совершенство,» – как бы говорит он, - «ты мой наркотик, а когда мне нужен мой наркотик, я становлюсь... употреблено слово thug, но по сути это и есть тот самый насильник, то есть я становлюсь насильником, которого ничто не может остановить, то есть я преодолею любое твое сопротивление, как моральное, так и физическое, и мне от тебя нужны только реальные вещи, а не какие-то там намеки». Что Мартин Гор подразумевает под реальными вещами, это пусть каждый решает сам. Но как по мне, его выбор из assorted collection более чем очевиден.

Стадия 3. Песня Personal Jesus. Вот тут уже движуха пошла. Reach out, touch faith! Про веру Мартина Гора повторять не буду, см. выше. Собственно, в ней важны не столько сами слова, сколько звуковой ряд. Послушайте это еще раз, если кто плохо помнит оригинал, послушайте этот ритм, как будто кто-то куда-то что-то забивает, но только не гвозди и не молотком. Эта песня про агрессивное доминирование)))
Your own personal Jesus – это опять же Мартин о себе, обращаясь к своему сладчайшему совершенству. Вот тут уже вполне имеет место быть пара, состоящая из неотразимо привлекательного совершенства и его личного Бога, для которого совершенство тоже является эксклюзивным, и которые вместе в дальнейшем именуются «мы», то есть те самые «мы, прячущиеся под покровом ночи от жестокой реальности». При этом личный Иисус регулярно выслушивает «молитвы» своего совершенства (и по телефону тоже), а также заботится о нем.
Вам, может быть кажется, что я придумываю? Что ж, Мартин облегчил мне задачу, много лет спустя написав Alone: «я был твоим отцом, сыном, святым духом и священником, был с тобой по твоему желанию и даже против твоей воли... теперь слишком поздно говорить слова, которые должны были быть сказаны очень давно». Да, лет 20 так с лишним. И, кроме того.... Ладно, оставлю эту тему для следующего поста, ибо она чересчур обширна. Напишу только, что общеизвестен факт, что на написание этой песни Мартина вдохновили воспоминания Присциллы Пресли о ее легендарном муже Элвисе, для которой он был Богом. Мартин тоже хотел быть таким же Богом для кое-кого, потому что хотел обладать и хотел удержать рядом с собой, и в общем, у него получилось.

Стадия 4. Песня Halo. Движуха все еще продолжается, особенно в начале, но темп уже другой. «Ты носишь вину как кандалы на своих ногах» – это Мартин о своем неотразимом совершенстве. Тут надо сказать, что сам он чувством вины за содеянное никогда не терзался, раскаяния не проявлял и вообще всегда считал, что его дело правое, и что его миссия на земле проповедовать свою религию в широкие массы, при этом он прекрасно отдавал себе отчет, что то, чем он занимается под покровом ночи, это грех, потому что... в общем, это сложный философский вопрос - что считать грехом - намерения или поступки. Намерения Мартина всегда были чисты, а вот по поводу поступков можно поспорить.
«Я могу чувствовать дискомфорт твоего положения (перевожу не дословно, потому что если дословно, то совсем уж неприлично будет звучать),» – обращается он к своему совершенству, и если принять во внимание предыдущую песню и последующую, то этот дискомфорт вполне конкретно дискомфортный, но когда имеешь дело с насильником, ничего не поделаешь, придется потерпеть.
«Ты жаждешь освободиться, вырваться из всей этой ситуации, но как же ты не видишь - все  love's luxuries (по какой причине «изыски», я пока писать не буду) существуют здесь для тебя и меня», то есть существуют только тогда, когда «мы вместе». «Возможно, мы заслуживаем то, чтобы все разрушилось, но это будет стоить того». Что это? И чего того?
Тут надо сказать, что к моменту записи 7 альбома группы Депеш Мод, Мартин уже достиг высочайшего мастерства в недосказанности, вуалировании и прочем наведении тумана в своих текстах. Но тем не менее, если сопоставить все тексты, то не сложно догадаться, что такое «это» и чего «того». «Это» – роскошные изыски любви, происходящие по ночам, завершающиеся переживанием кратковременного розового рая с ангелами. «Того» – чувство вины, дискомфорт, в том числе душевный, необходимость прятаться, врать, вести двойную жизнь и т.д.
И тем не менее Мартин считал, что оно того стоит, а вот его сладчайшее совершенство, видимо, не совсем.

Стадия 5. Песня Waiting for the night – любимая (и, видимо, не только моя, раз спустя столько лет Мартин про нее не забыл, и вновь поет ее вместе с Дейвом в нынешнем туре), про нее я уже писала, повторяться не буду.

Стадия 6. Песня Enjoy the silence. Ох, и как же анализировать эту депешистскую святыню, которую каждый уважающий себя фанат знает наизусть? И тем не менее, я попробую.
Итак, что мы имеем к шестой стадии процесса: сначала прелюдия, далее стадия активного доминирования, затем стадия окончательного преодоления сопротивления, а потом стадия полного слияния, таким образом Enjoy the silence – это стадия «сразу после того, как». И вот тут я очень хорошо понимаю, почему Мартин был против «танцевальной версии» – такое звучание рушит всю конструкцию! Enjoy the silence должна была стать церковным гимном! Она должна была звучать, как звучит Enjoy the silence Harmonium в исполнении автора. Поставьте ее на прослушивание сразу после Waiting for the night, послушайте, ведь именно так все и должно было звучать, идеально, логично и гармонично.

В этой песне Мартин вновь обращается к своей little girl (почему вдруг sweetest perfection стало little girl догадайтесь сами, это же очевидно, и как это можно не понимать, я не понимаю): «Послушай, только что нам было так хорошо вместе, я тебя очень прошу, пожалуйста, помолчи, как ты не понимаешь, от таких разговоров все становится только хуже». В этой песне заложена боль от осознания, что его хрупкий маленький мир счастья, не побоюсь этого слова, его home (про home в лирике Мартина я обязательно напишу отдельно) скоро будет разрушен бесполезными словами и ненужными клятвами, которые словно насилие над насильником, парадоксально, но так тоже бывает. Но little girl, она же sweetest perfection, она же sweet little girl из другой очень известной песни этого не понимает.

Вообще Enjoy the silence в исполнении Мартина напомнила мне более раннюю, написанную им же песню It doesn’t matter two, в ней все то же самое: «лежим вдвоем, говорим о любви и доверии, которые не имеют значения (то есть те самые бесполезные слова), но чувства также интенсивны», хотя там еще нет Enjoy the silence-совского «все, чего я когда-либо хотел, все, что мне когда-либо было нужно, здесь, в моих объятиях», нет, потому что тогда еще не прошло достаточно времени для того, чтобы писать такие утверждения.
На этом пока остановлюсь. Первый смысловой блок альбома «Виолатор» после Enjoy the silence завершается длинным мрачным проигрышем и словом crucified. Далее речь пойдет о причинах и следствиях, и все будет еще интереснее. Но если хоть кто-то уже что-то понял, хочу спросить: картина складывается?