О жизни в параллельных вселенных или о том, как все могло бы быть perfect

Альбом Sounds of the Universe 2009 года был первым, вышедшим при моем сознательном фанатстве. До сих пор помню, как это было: ожидание онлайн пресс-конференции, и вот он выходит, весь в черном... такой красивый))) т.е. Дейв))))), кроме Дейва в то время я больше ничего не видела. И альбом 2009 года тоже, в общем, не слушала. Не слушала, потому что все еще был SOFAD. И тексты, разумеется, не читала.
А даже если бы и читала, то, скорее всего, ничего бы не увидела. Как там было у классика? Большое видится на расстоянии! Понадобилось прочитать тексты всех альбомов, чтобы пришло то понимание, которое есть сейчас. И оно не какое-то там уникальное, точно знаю, что есть много фанатов, которые думают так же.

Depeche Mode Sounds of the Universe

Sounds of the Universe, начинающийся с вновь вернувшихся «цепей» (напомню, что в предыдущем альбоме Playing the Angel их не было), и заканчивающийся «отказом развращать», содержит в себе много заслуживающих внимания текстов, особенно прекрасны своей откровенностью песни Дейва «вернись ко мне, вернись, я буду терпеливо ждать» и «правда в том, что ты далеко», но самый интересный, на мой взгляд, написан Мартином и называется Perfect.

Эта песня начинается как сказка: «в ином мире, под иной звездой, в ином месте и в иное время, в ином состоянии сознания и ума все было почти идеально.» Другими словами когда-то давно, допустим, что в начале 1980-х, на другом континенте, в другой стране и городе, в другом, более молодом, возрасте все было почти прекрасно. Кое-что, конечно, портило эту идиллию, но в общем и целом все было замечательно. Уж точно лучше, чем стало потом, со временем.

«Присяжные вынесли отличный от нынешнего вердикт до того, как судья прекратил дело.» Ох уж эти присяжные! В чем, собственно, состоял предмет обвинения? - так и хотелось спросить, когда давным давно я слушала песни альбома Songs of Faith and Devotion, где есть и про судью, и про присяжных, и про осуждение вообще. По какому поводу condemnation? Увы, в том время Мартин не дал внятного ответа на этот вопрос. Вряд ли дело было в его любви к спиртосодержащим напиткам, и уж тем более, как бы это выразиться, в отсутствии верности одному сексуальному партнеру, но косвенные улики явно указывали на то, что речь шла о любви. Но следуем далее по тексту)

«В параллельной вселенной, происходящей прямо сейчас, между нами все стало, видимо, еще хуже, только тяжело понять, как именно. А ведь все могло бы быть идеально.» То есть речь идет о настоящем времени, о нынешней жизни, и хоть в тексте написано «вселенная», но это потому, что альбом называется «Звуки вселенной», а еще, может быть, потому, что мир Depeche Mode, который до некоторых пор был только миром Мартина Гора, расширился, потому что в нем появилась еще одна звезда, и тем не менее, это написано о настоящей жизни, об отношениях, «наших отношениях», в которых стало все еще хуже. То есть оно и было не ах, но стало еще ужаснее по каким-то непонятным причинам. А вот почему эта жизнь названа «параллельной», далее по тексту.

Depeche Mode Sounds of the Universe

«Все могло бы быть идеально, все могло бы быть на своих местах, и тогда мне не пришлось бы изображать подозреваемого, обвиняемого, брошенного и опозоренного.» Ну очень похоже на «все могло бы быть по-другому сейчас, более цивилизованно, если бы в юности ты послушал совет и не выбрал путь следования the policy of truth.» Эти две песни хоть и были написаны в разное время, но их автор один и тот же, Мартин Гор, рассказывающий о своей жизни (в одном случае «мире», в другом - «вселенной»), поэтому, почему бы не предположить, что связь есть? Тем более, что в случае со «вселенной» Мартин, похоже, решил приоткрыть завесу тайны и обнародовать, а в чем собственно состоял предмет обвинения, заявленный в альбоме Songs of Faith and Devotion. Хотя... В Ultra тоже есть «я стою здесь обвиняемый с твоим кулаком у моего лица». Так что же это было?

«Я не стрелял, я не нажимал на курок, это был не я, я просто исполнитель, я услышал звук, повернул голову, чтобы наблюдать за тем, как была убита наша любовь.» Очень красивый и неоднозначный образ! Напоминает убийство по неосторожности: ничего не подозревая, ты поворачиваешь голову на звук выстрела, и с удивлением обнаруживаешь, что только что кто-то был убит, но все окружающие почему-то обвиняют тебя, потому что именно у тебя в руках пистолет, который выстрелил. И не важно, что намерения нажимать на курок у тебя не было, он почему-то сработал, кто-то другой совершил убийство твоими руками, но остальным свидетелям этого события так не кажется, и тебя признают единственным виновным. Сильно, да?Кого же считать настоящим виновником убийства любви? Нашей?))) Могу ошибаться, но в данном случае, по-моему, это был первый раз со времен SOFAD-а, когда Мартин употребил в тексте our love, не «моя любовь», как это было ранее, а именно «наша». Но далее по тексту.

«В иной уединенной вселенной мы лежим очень близко друг к другу, нет пострадавших, нет проклятых, и не надо прятаться. И все почти идеально.» То есть, есть две вселенные, два мира, которые существуют параллельно: в одном все стало еще хуже, в другом уединенном мире двоих (именно двоих, уверена, что речь не о пятерых, лежащих рядом, идет) все почти идеально, как было когда-то давно в другом мире до того, как судья вынес приговор.

«И все почти идеально, все почти правильно, здесь никогда не бывает никаких конфликтов и драк.» Другими словами, конфликты, драки, ссоры, а также необходимость скрывать наличие другого параллельного мира двоих, где все почти идеально, - это все присутствует в настоящем мире суровой реальности, в котором все плохо.

Речь идет о двойной жизни, разве нет?))) Если бы не Violator, можно, может быть, было бы списать данный текст на «просто так» и «ничего не значит», но то, что один раз может сойти за случайность, второй раз уже закономерность.

Итого: в песне Perfect рассказывается про два мира, которые существуют параллельно, не пересекаясь, в одной реальности. Один – это настоящая жизнь со всеми ее проблемами, ссорами и конфликтами, другой – интимный мир двоих, где все почти идеально. «Почти» потому что приходится взаимодействовать в настоящей жизни, и это заканчивается конфликтами и ссорами, плюс все портит необходимость скрывать наличие другого мира двоих (потому все и стало еще хуже).
А ведь все могло бы быть идеально. Когда-то давно было почти идеально, но потом произошло «убийство любви», и лирический герой песни Perfect оказался обвиненным и брошенным. На какое-то время. Но это в прошлом, потому что все почти наладилось, все почти идеально в их интимном мире двоих, ведь лежат же они рядом очень близко, и все почти прекрасно)

Да, разумеется, на текст песни Perfect можно натянуть еще пару-тройку трактовок, но Мартин Гор не был бы Мартином Гором, если бы его тексты подлежали однозначной интерпретации. Только вот остальные так и останутся в рамках альбома Sounds of the Universe, а вышеизложенная проходит через все творчество группы Depeche Mode.

Про брошенного лирического героя этой и некоторых других песен Мартина тоже много чего можно написать. Но лучше процитирую:
«Мне торопиться некуда, чтобы сделать тебя моим у меня есть все время мира. Тебе нужно быть рядом со мной, это воля свыше. И ты можешь сбежать от меня, но не сможешь спрятаться.» Это из альбома Ultra.

«Можешь не торопиться, я подожду в очереди, можешь и дальше продолжать меня игнорировать, ибо когда ты рожден любовником, ты рожден страдать.» Это из альбома Exciter. Никогда не любила Exciter, в первую очередь за его звучание и обилие медляков, но теперь по крайней мере понимаю, почему он такой: беспросветная зеленая тоска по утраченной любви просто не может звучать иначе.

«Ты сбегал от меня, и я был терпелив. Кусая губы в мучениях, я был так спокоен, пожалуйста, упади в мои объятия, никогда не отпускай меня.» А это из альбома Memento Mori. То есть, жизнь в режиме ожидания, причиняющая страдания, длилась много лет, а если мерить в альбомах, то три. Интересно, правда?

Depeche Mode Sounds of the Universe

И в заключение еще немного о тоске по поводу несостоявшейся другой жизни.

Песня Cover me. Да-да, знаю, что ее написал не Мартин.

«Далеко отсюда, за северным сиянием, за пределами тебя и меня, я грезил о другой жизни для нас, которой у нас никогда не будет.»

Spirit не люблю еще больше, чем Exciter, за тотальную беспросветность, и Cover me была единственной, которую можно было слушать, хотя еще, может быть, Eternal, но Eternal – это и не песня вовсе, это реквием какой-то. Помимо своей мелодичности, Cover me примечательна еще и тем, что впервые за десять с лишним лет творчества Дейв написал действительно сложный и неоднозначный текст. Верю, что сам) Но если попробовать отвлечься от космической атмосферы и прочих завуалированных образов, там по сути написано следующее: лирический герой понимает, что скоро наступит утро, он не спал всю ночь (и что ж ему помешало?), но ему стало гораздо лучше, ему холодно, и он просит того, кто с ним рядом, укрыть его. Одеялом))) Вернее, укрыть одеялом их, чтобы таким образом как бы спрятаться от наступающего утра, которое, очевидно, не несет с собой ничего хорошего. И остается только мечтать о том, чтобы у них была другая жизнь, но ее уже никогда не будет.

На этом пока все.